Азы родбилдинга

Я очень хорошо помню свой первый спиннинг. Это был советский стеклопластиковый кол с полукастинговой катушкой и набором блесен. Отец выиграл его на лыжных соревнованиях да и отдал мне в пользование. В то время эта удочка казалась мне произведением ис­кусства, несмотря на проволочные кольца и ог­ромный вес всей конструкции.

      Оглядываясь назад, я очень четко вижу, насколько далеко шагнул прогресс в разработке и производстве удилищ и какими примитивными снастями мы ловили какие-то 25 лет назад.

Конструирование удилищ (Rodbuilding) стало очень серьезным и развитым увлечением среди рыболовов всего мира. В этом деле есть и признанные мастера, и любители. Даже легендарный Гари Лумис начинал с гаражного родбилдинга. А в дальнейшем его хобби, как известно, переросло в ог­ромную империю.
Мой приход в этот бизнес был чрезвычайно стремительным. История эта хотя и банальная, но довольно показательная.
У меня была джер­ковая «палка» от JENZI, которая совершенно не устраивала меня по верхнему тесту, да и колечки на ней совсем не радовали.  А самое главное – на ней стоял обычный спиннинговый катушкодержатель, и работать с мультипликаторной катушкой было некомфортно.
Довольно долго я мучался с переделкой и тюнингом. И однажды понял, что проще собрать джерковое удилище самому с нуля. Понадобились простейшие комплектующие, лак и клей. Приобрел бланк, кольца, катушкодержатель – и началось… Рукоятку из EVA вытачивал на дрели, колечки примотал неровно и в одну нитку. Катушкодержатель взял не того диаметра, что бланк, а бланк из 7-футового при помощи ножовки по металлу сделал длиной 5,5 фута. В общем, «франкенштейн» вышел еще тот…
Но что вдохновило, так это технические характеристики чудо-удилища. Посыл был просто катапультным!  При джеркинге даже с самыми тяжелыми приманками вершинка не проваливалась, хват был очень комфортным, а балансировка с катушкой просто идеальной.
Правда, с этой самой балансировкой пришлось повозиться. Я не заклеил комель бланка заглушкой и менял вес грузиков, фиксируя их в комле пластилином. Когда необходимый вес был, наконец, найден, я просто залил их клеем в комле.
Любой увлеченный рыболов старается внести улучшения в свою снасть. Когда это касается конструктивных изменений в удилище, то это и есть родбилдинг.
К родбилдингу можно отнести несколько направлений.
1. Собственно родбилдинг – сборка удилища на заказ из комплектующих. Последние могут быть как покупными, так и изготовленными самим мастером. Собираемое удилище называется «проектом».
При сборке таких удочек учитывают массу факторов, начиная от условий ловли и заканчивая анатомическими особенностями заказчика.
Вся собранная информация фиксируется в техническом задании. На фазе сборки заказчик должен примерить рукоятку и убедиться, что хват и длина рукояти соответствуют его антропометрическим параметрам.   После примерки рукоятку и катушкодержатель устанавливают  на бланке.
      2. Ремонтные работы – замена колец, ремонт сломанных мест, замена испорченных рукоятей и катушкодержателей, замена «тюльпанов».
Лично я больше люблю синтетические материалы. EVA (этиленвинилацетат – вспененный полимерный материал) разных цветов позволяет делать комбинации от «слоеных» до «домино» и еще более сложные варианты.
С пробкой ситуация не простая. Во-первых, это довольно дорогой материал, особенно заготовки высочайшего качества (фото 1). Полуметровый «грип» из качественной пробки по цене сопоставим с комплектом колец.
С более дешевыми заготовками  работать трудно, поскольку при обработке такой пробки появляется много каверн и дефектов, требующих последующей шпаклевки. А после шпаклевки ручка выглядит дешево.
      3. Тюнинг удочек – внесение изменений в конструкцию серийно собранного удилища с целью улучшения его технических и эргономических характеристик. Сюда же можно отнести покраску и аэрографию бланка (фото 2),  дизайн рукоятей и катушкодержателей.
В моей работе было несколько эпизодов, когда на тюнинг приносили новехонькие удилища из магазина или в тубусе прямо из курьерской службы. Чаще всего приходится заменять кольца более современными или перебирать рукоятки под руку заказчика.
Для рыболова пытливого и рукодельного смастерить спиннинг своими руками – вопрос самоуважения и престижа среди друзей.
Существует стереотип, что для занятия родбилдингом необходимо очень много всяческого инструментария и расходных материалов. Я тоже так думал, пока не окунулся в тему.
Станок для родбилдинга. Конечно, если вы собираетесь заниматься сборкой серьезно и мотать много, то без профессионального станка будет сложновато. С ним производительность увеличивается в разы, да и рукам легче. Если же у вас необходимо лишь изредка перемотать несколько колец, то достаточно простейшего приспособления. А при определенном навыке можно примотать колечко и в лесу на двух рогулинах.
      Сушилка для лака. Вещь для нашего дела просто необходимая – придает осевое вращение удочке и не дает лаку на лапках колец стечь с бланка (фото 3).
При вращении бланка со скоростью 2-6 об/мин лак полимеризуется ровно, без наплывов. Конечно, есть умельцы, которые крутят бланк с кольцами и на коленке, одновременно смотря любимый сериал. Но поскольку лак застывает до состояния «на отлип» около 3-4 часов, мы себя мучить не станем. Приобрести такую сушилку нетрудно, стоит она недорого, да и сделать ее самому вполне реально.
Риммеры и сверла для пробки и  EVA.  Скажу честно: и то, и другое я сразу же заказал у «буржуев».  Сверла используют, чтобы подогнать внутреннее отверстие заготовки рукояти по диаметру бланка, а риммером делают более тонкую подгонку.
Сейчас продолжаю пользоваться заграничными изделиями, но по их образцу изготовил сверла более широкого диапазона размеров. За основу взял «перья» по дереву и наклеил в качестве направляющей кусочки старых бланков – получилось нисколько не хуже, чем заграничное изделие.
      Лаки и клеи. Я в своей работе пользуюсь только специальными эпоксидными составами, разработанными для родбилдинга (фото 4). И дело здесь скорее в привычке. Могу смело утверждать, что рукоять можно клеить не только на специальный клей, но и на обычный «Поксипол» из хозмага.
А вот на лак для колец придется разориться. Дело в том, что благодаря пластификаторам, имеющимся в его составе, он в процессе эксплуатации сохраняет ограниченную эластичность, достаточную для того, чтобы на обмотке колец ни в жару, ни в мороз не лопаться. Обычные же эпоксидные составы такого перепада не выдерживают, появляются трещины.
Кроме того, «эпоксидка» очень чувствительна к ультрафиолетовому излучению и под его воздействием теряет свои прочностные свойства, в то время как специальный лак для обмотки колец способен служить десятилетиями.
Комплектующие. Ушли времена дефицита комплектующих и бланков. Сейчас можно  приобрести самые редкие и качественные комплектующие от именитых мировых производителей. Любой владелец пластиковой карты может заказать товары через Интернет и оплатить их он-лайн. Посылка с заказанным товаром придет или на почту, или с курьерской службой – это зависит от выбранного способа доставки. Если это простое почтовое отправление, то медленнее и дешевле, если с курьером, то дороже, но быстрее.
Пожалуй, в удилище есть не так много мест, где можно поиграть с дизайном. Очень важно не переусердствовать с украшениями и не уйти в «цыганщину».
      В меру строгий дизайн только подчеркнет эстетику и функциональность вашего изделия. Хотя иногда хочется и похулиганить: к примеру, в подарок своему другу – профессиональному бильярдисту я покрасил спиннинг под бильярдный кий, а на спиннинге дочки нарисовал фей из мультика «Винкс». Еще один мой «фирменный» трюк – старинная монетка в пятке.
Некоторые комплектующие приходится делать своими руками или заказывать у специалистов.
Катушкодержатели и декоративные элементы из редких и ценных пород дерева или стабилизированного (пропитанного полимером) дерева вытачивают на скоростных токарных и фрезеровочных станках. Эту работу я доверяю только проверенным мастерам. Деревянные болванки стоят приличных денег, да и структура и рисунок дерева в каждой болванке своя. Если заказчик выбрал заготовку, то «запороть» ее никак нельзя.
После фрезерования заготовку катушкодержателя необходимо покрыть двумя слоями лака, тогда она проявит всю красоту и фактуру древесного рисунка (фото 5).
Когда ты с головой окунаешься в сборку, то процесс поглощает  тебя целиком. Мозг начинает работать творчески, нестандартно. Но самое большое удовлетворение и радость ты получаешь уже на воде, когда собранное тобой удилище демонстрирует прекрасные эргономические и кастинговые свойства. Такие удилища просто не могут  не ловить рыбу.
Любой рыболовный инструмент, произведенный тщательно и с любовью, не может работать плохо и нерезультативно. Про такие удилища говорят, что они «намолены» на рыбу.
А как приятно чувствовать гордость за свою работу, когда после очередного вываживания ты достаешь из воды рыбу на зависть окружающим рыболовам! И на вопрос: «А что это за «палка»-то у тебя?» ты с гордостью отвечаешь: «САМ СОБРАЛ!»

Автор: Дмитрий Цветков

Источник: www.rybolov.ru

Комментарии закрыты.