«Зеркалка» или «мыльница»? Выбираем фотокамеру для рыбалки

Какой фотоаппарат выбрать для съемки на рыбалке?

Этот вопрос с неизменной периодичностью задают мне последние лет десять коллеги по увлечению, многочисленные авторы журнала и, конечно, рыболовы-спортсмены – те, кто по запаху определяют удачный состав поплавочной прикормки, забрасывают карповые оснастки за 150 м, но, увы, не видят взаимосвязи между диафрагмой и глубиной резкости.

      Когда-то мы уже обращались к теме фотосъемки на рыбалке, но, учитывая реалии современного мира с его стремительно развивающимися технологиями (в том числе и в области фототехники), а также появление нового поколения читателей журнала, мы решили еще раз вернуться к этому вопросу.
А поводом для этого разговора стал пресс-тур в Северную Норвегию, организованный российской компанией ПЕНТАР, который представляет на российском рынке продукцию японского фотогиганта PENTAX.    Надо признать, что в трехдневной программе тура рыбалке было отведено всего несколько часов, остальное время планировалось посвятить охоте за северным сиянием, езде на собачьих упряжках и прогулкам по г.Тромсё – одному из красивейших городов заполярной Норвегии.
Словом, несмотря на скудость рыболовной программы, нас ждали снег, холод, вода и тряска – идеальные условия для того, чтобы порассуждать на тему «какой должна быть камера для рыбалки?».
Когда-то, на заре цифровой фотографии, коллеги-рыболовы часто спрашивали меня, какую камеру лучше покупать, цифровую или пленочную. Те времена давно позади, и сейчас на пленку снимают лишь адепты чистого фотоискусства.
Дилемма сегодняшнего дня: «зеркалка» или «мыльница»? Что лучше годится в качестве инструмента визуальной летописи собственных рыболовных достижений?
Оба типа камер могут использоваться с успехом, все зависит от творческих задач. Давайте вместе рассмотрим основные преимущества и недостатки каждого из них. А сделать это будет проще на конкретных примерах из этой поездки, поскольку в фоторюкзаке у меня за спиной лежали и профессиональная зеркальная камера PENTAX K-5 II, и компактная водонепроницаемая «мыльница» PENTAX WG-III GPS.
Насчет «зеркалки» замечу сразу – флагманом линейки PENTAX на сегодняшний день является K3, а мне досталась «пятерка» – ее предшественница. Но я ничуть не в обиде: отличия между ними – в нюансах, интересных и понятных лишь узкому специалисту, а потому я без сожаления уступил тестирование этой новинки журналистам из профильных фотоизданий. Тем более, что в комплекте с К5 шел набор из трех объективов, которые сразу впечатлили меня своей выдающейся резкостью и цветопередачей.
Кстати сказать, моей первой редакционной фотокамерой был пленочный PENTAX К1000. Работал он в любой мороз, причем без риска в самый важный момент посадить аккумулятор, но вот ограниченность в кадрах… Ты ведь не знаешь, когда клюнет та самая трофейная рыба, за каким поворотом реки взору откроется прекрасный пейзаж с рыболовами, так что постоянно приходилось экономить, держать резерв.
Все это мы забыли, перейдя на цифровую съемку, где количество снимков даже с гигабайтной картой измеряется четырехзначными числами. В общем, я не жалею об ушедшей эпохе фиксажей и «контролек» и уж точно не буду рекомендовать пленку современному рыболову.

 

 

Город Тромсё

      Я не раз бывал в «Северном Париже», как любят величать Тромсё в норвежских путеводителях. Бывал и в Париже, но сходства так и не уловил. Тромсё очень компактный и уютный городок, со своей типичной скандинавской архитектурой. Даже в силуэте местного «Нотр Дама» здесь угадываются линии… классической норвежской сушилки для трески.
Зато Тромсё – признанный центр многочисленных полярных исследований: отсюда отправлялись в свои экспедиции Амундсен и Нансен. А в наши дни здесь начинают свои рыболовные путешествия охотники на палтуса и трофейную треску. С той поры в здешнем воздухе так и не выветрился особый дух приключений, а историческим центром города является именно порт.
В один из дней мы поднялись на городском фуникулере на смотровую площадку, позволившую втиснуть в рамки кадра все окрестности. С километровой высоты, на которую забросила нас кабинка, обнаруживаешь, что город раскинулся на большом острове, соединенном с материковой частью живописным мостом (фото 1).    Особенно хорошо это видит оптика зеркальной камеры. «Мыльница» в таких условиях не дает столь детализированной картинки. Хуже справится она и с пейзажами ночного города, когда, закрепив зеркальную камеру на штативе, мы в ручном режиме полностью открываем диафрагму, ставим чувствительность 100 ISO и выдержку 1-2 секунды. Снимать при этом надо с помощью автоспуска или дистанционного пультика.
Пробовал я повторить этот фокус с «мыльницей», но, перебрав многочисленные встроенные автоматические   программы типа «съемки ночного города», «ночной портрет» и т.д., так и не получил удовлетворительного результата: изображение было либо мазаным, либо «шумело». Итог, в общем-то, предсказуем, ведь съемка с длинными выдержками и высокой чувствительностью ISO – это дело «зеркалок».
А еще мой новый «приятель» К5 очень впечатлил меня функцией HDR, позволяющей делать качественные снимки в условиях большого светового контраста (камера делает три снимка подряд и при помощи встроенной программы выдает прекрасную картинку без пересветов и провалов в тенях). Примечательно, что и в «мыльнице» PENTAX эта функция тоже была заявлена, но снимки с ее использованием конкуренции не выдерживают. Да и качество оптики, кто бы что мне ни рассказывал про резкость и светосилу объективов размером с 10-рублевую монетку, несопоставимо. В общем, если рыболов в душе немного художник-пейзажист или склонен к ноктюрным зарисовкам, то зеркальная фотокамера будет более правильным выбором. Так что пока 1:0 в пользу профессионального фотоаппарата.

 

 

Северное сияние


      «Охота за северным сиянием» – таков был лейтмотив этой нашей норвежской поездки. В Москве, читая программу тура, я потешался над этим пунктом, зато на месте, в Норвегии, почти плакал. И как я сразу не сообразил, что наблюдать северное сияние принято именно ночью! А тут еще и команда попалась заводная – ради хорошего снимка мои коллеги-фотографы готовы были караулить небосвод хоть до утра.
      Правила этой охоты таковы: выезжаем на микроавтобусе подальше за город, чтобы избежать засветки от электрического освещения, устанавливаем камеру на хороший разлапистый штатив и ждем. Ждем, правда, не сложа руки, а постоянно делаем контрольные кадры, ведь высокочувствительная матрица фотоаппарата «видит» в темноте куда лучше, чем сам фотограф. Характерные изумрудные всполохи, появляющиеся на небосводе то тут, то там, порой неуловимы для глаза, но отчетливо видны на мониторе фотокамеры, установленной в ручном режиме с полностью открытой диафрагмой, 10-секундной выдержкой и почти максимальной (800-1600 ISO) светочувствительностью.
Наша задача осложнялась высокой облачностью, которая висела над Тромсё на протяжении всей поездки. И я думаю, что мы бы провалили миссию, если бы не помощь профессионального норвежского фотографа, который снимает северное сияние уже много лет, публикует свои снимки, участвует в выставках, учит фотографов-любителей. Поначалу нас немного насторожил его винтажный деревянный штатив родом из середины прошлого века, но когда на него была водружена топовая современная цифровая «зеркалка», все стало на свои места (фото 2).
Главные помощники в работе охотника за северным сиянием – прогноз облачности и солнечной активности. Напомню, что эффект свечения возникает в результате взаимодействия с верхними слоями атмосферы так называемого «солнечного ветра». Порции плазмы периодически отрываются от раскаленной поверхности Солнца. Достигнув Земли, они вызывают свечение возбужденных атмосферных газов – кислорода и азота. Тем, кто во время своей заполярной рыболовной поездки захочет сделать серию красивых снимков этого редкого явления природы, зайдите на сайт www.virtualtromso.no/en/northern-lights – здесь много полезной информации.
      Прогноз по сиянию, как пояснил наш гид, был благоприятным, но вот облачность… Две ночи из трех мы тщетно пытались запечатлеть сияние во всей его красе, но оно лишь дразнило нас, показываясь на секунду в прогалах меж облаков (фото 3). Если в условиях съемки ночного городского пейзажа компактная «мыльница», установленная на жестком основании, еще может как-то сработать, то для фотографирования северного сияния она категорически не годится.
О качестве картинки я уже говорил выше, но выяснилось, что в полной темноте  зеркальную камеру куда проще наводить, а в режиме постоянной работы при минусовой температуре профессиональная камера с батарейным блоком даст 100 очков форы любой «мыльнице» по продолжительности работы. А ведь «запас хода» пригодится не только ночному охотнику за северным сиянием, но и поклоннику зимней ловли, а также рыболову-путешественнику, отправляющемуся в края, где нет розеток…
В общем 2:0 в пользу зеркальной фотокамеры.

 

 

Норвежский рыбный суп и собачьи упряжки

— Как называется ваш рыбный суп? – пытали мы шеф-повара небольшого приморского отельчика, где по программе нашего пресс-тура было запланировано коллективное приготовление ухи из лосося и трески.
— Fish soup, – простодушно отвечал наш кулинарный наставник.
Сам рецепт был таким же немудреным, как и название. Но поскольку нам довелось попробовать конечный продукт, а он получился – пальчики оближешь, позволю себе подробней остановиться на рецептуре. Надеюсь, пригодится кому-нибудь из рыболовов, тем более что рыбный суп со сливками – не совсем в духе нашей кулинарной традиции.
Облачившись в поварские передники, мы помогли шефу в чистке картошки, моркови и сельдерея. Затем все это было порезано на кубики, кстати, не слишком мелкие. На этом наша миссия завершилась. Рыбой повар занялся сам, измельчив ее на порционные кубики. Кстати, использование красной (лосося) и белой (трески)  рыбы в одном блюде – распространенный подход в скандинавской кухне.
Сначала в большую 10-литровую кастрюлю повар закладывает овощи, добавляет белого вина и кукурузного крахмала в качестве загустителя. Затем сливки, далее приправы Knorr (куда же без них?), соль-перец по вкусу. Рыба добавляется в последнюю минуту, когда овощи почти дошли.
Норвежский рыбный суп со сливками – это стоит попробовать. А может, и приготовить при случае, только вот не обессудьте – рецептуру в граммах, литрах и чайных ложках повар так и не выдал, придется поэкспериментировать.
      Но вернемся к нашим фото-баранам. На этот раз я предпочел взять с собой «мыльницу» – и не пожалел.  Компактный фотоаппаратик позволил еще при свете сделать живописные пейзажи (фото 4), в ресторане не мешал на столе, а покоился в кармане, пока я управлялся с норвежской «ухой». Да и на кухне в условиях повышенной влажности он не спасовал, не вспотел и нормально отработал.
Компактность и влагозащищенность – неоспоримые достоинства «мыльницы». К тому же она не привлекает к себе внимания, не смущает окружающих. Зеркальная камера в подобных условиях, пожалуй, была бы неуместна.
Так что вовсе необязательно таскать с собой повсюду фоторюкзак со сменной оптикой. Да и качество фотографий, сделанных современными «мыльницами» при достаточном освещении, такими как PENTAX WG-III GPS, сегодня вполне годятся для полиграфического воспроизведения – конечно, при условии, что ее хозяин внимательно прочитал инструкцию и установил в меню максимальное разрешение снимков.
Что касается заявленной в программе езде на собачьих упряжках, этот типично норвежский аттракцион, увы, не состоялся. Весенний подтаявший, а затем прихваченный морозцем снежок образовал жесткий наст, по которому собаки бежать не могут –  проламывая наст, они могут повредить свои лапы. Вреда животным мы совсем не хотели, а потому ограничились фотосъемкой.
Я не собачник и отношусь к этому зубастому племени с определенной настороженностью. Каково же было мое удивление, когда лайки буквально льнули к нам, совершенно незнакомым людям, разговаривающим к тому же на незнакомом им языке. Они что есть сил виляли хвостами и, кажется, готовы были оборвать цепи, чтобы попытаться лизнуть нас в лицо, а потом подставить голову для ласки. Оказывается, дурных злых собак отсеивают еще в щенячьем возрасте – такие не смогут, как принято сейчас выражаться, работать в команде. Остальных воспитывают в дисциплине и уважении к человеку.
На площадке повсюду двухместные будки: собаки, что в упряжке бегут рядом, и в конуре живут по соседству. Они даже внешне похожи, причем смешанное семейное проживание не допускается, чтобы любовные дела не мешали работе. Обычно в упряжке от шести собак плюс вожак.
На собачьей площадке я снимал и «зеркалкой», и «мыльницей». В результате обе камеры оказались сплошь покрыты собачьей шерстью. Водонепроницаемую «зеркалку» я просто ополоснул под струей воды в ванной, а профессиональную камеру долго-долго обтирал специальной тряпочкой, продувал фото-грушей и чистил ватными палочками.
На рыбалке мне всегда приходится работать профессиональной фотоаппаратурой. Там нет собачьей шерсти, зато в изобилии имеется рыбья слизь и песок. Возможность просто сунуть камеру под проточную воду и высушить на солнышке – поверьте, это дорогого стоит. В общем, выставляем балл водонепроницаемой «мыльнице». Пока общий счет 2:1 в пользу «зеркалки».

 

 

Долгожданная рыбалка

      Приятно отметить, что вся наша журналистская команда с большим энтузиазмом готовилась к этому короткому рыболовному выезду. В порту нас уже поджидал средних размеров прогулочный кораблик, а капитан тут же пригласил в кают-компанию. Поглядывая друг на друга, все с шуточками надевали комбинезоны-поплавки и разбирали удилища. Как это обычно бывает, прокатные снасти  соответствовали  принципу «оторвут – не жалко». Проржавевшие крючки на пилькерах, миллиметровая монолеска на катушках (фото 5)… Но разве все это имеет значение для тех, кто впервые оказался на морской норвежской рыбалке?
Поскольку на все про все у нас было около 3 часов, включая обед на борту судна из собственного улова, кэп поступил мудро – мы отошли лишь несколько сотен метров от причала, как последовала команда: «Снасти в воду!»
Конечно, ловили мы не наобум – капитанская рубка оснащена и широкоформатным картплоттером, и эхолотом. А некрупной трески и сайды в порту всегда много, и наша команда с энтузиазмом принялась за дело. Но поклевки с 50-метровой глубины начались не сразу. Поскольку ловили мы без подсадки рыбного филе на крючки, рыба стала клевать у тех, кто наиболее активно работал удилищем.
И вот тут я оказался перед выбором: какой из двух камер снимать?
Специфика момента заключалась в том, что к обычным на морской рыбалке качке и необходимости работать обеими руками добавились атмосферные причуды – крупными хлопьями повалил снег. Очень скоро я был вынужден снять «зеркалку» с плеча и отправить ее в кофр. И дело даже не в том, что она сплошь покрылась водяными каплями растаявшего снега, и даже не в том, что во время вываживания, висящая на плече камера так и норовила стукнуться об борт судна. Банально запотела линза объектива.
Такое редко, но уже случалось в моей работе. Один раз это произошло во время сплава по одной из таежных рек Дальнего Востока. Неделю до этого я исправно снимал своей профессиональной камерой и днем, и ночью, но стоило одному из моих попутчиков поймать трофейного тайменя (а ловили мы по принципу «поймал – отпусти»), как по необъяснимой иронии судьбы линза вынутого из кофра аппарата покрылась мельчайшими капельками водяного пара. Как ни пытался я на нее дуть и обтирать салфетками, все было бесполезно, ведь конденсат выпал между линзами. Из той поездки я привез серию снимков с необычным эффектом «художественного» размытия и с тех пор постоянно держу вероятность повторения этой ситуации в голове.
      На этот раз к столь печальным последствиям привели повышенная влажность и постоянные хождения в кают-компанию и обратно, то есть повторение нескольких циклов «из холода в тепло». Дальше выбора уже не оставалось. Пока профессиональная «зеркалка» с подмоченной репутацией отдыхала в кофре, я активно снимал водонепроницаемой «мыльницей» (фото 6).
Теперь мне уже не нужно было волноваться по поводу снега, рыбьей слизи, жестких бортов катера. Я положил ее в карман комбинезона и продолжал ловить рыбу, а при первой необходимости пускал в ход, не особенно заботясь о ее самочувствии.
За час ловли нашей дружной командой было добыто не меньше десятка хвостов некрупной трески и пикши, причем я вовсе не был чемпионом по количеству пойманной рыбы. Но этому я давно уже не удивляюсь – столько раз приходилось видеть на рыбалке воплощение правила «новичкам везет». А потом кэп буквально вырвал у нас из рук удилища и загнал всех в кают-компанию пробовать отпаренную треску.
Это классика норвежской рыбной кухни. Рецепт прост и великолепен одновременно. В кипящую воду с немудреными (соль, перец) специями опускаются небольшие кусочки филе свежепойманной трески – и кастрюля тут же снимается с огня. Больше варить не надо. Остывающий кипяток доводит рыбу до кондиции, и ровно через 20 минут можно приступать к дегустации.
Мы с такой стремительностью опустошили предназначенный для нас котелок, что кок, подмигнув капитану, побежал срочно заряжать вторую партию. Мы съели и вторую, а потом, раскрасневшиеся и разомлевшие, медленно брели от причала в гостиницу, рассуждая о прелестях рыбалки и красотах Северного Парижа. Да уж, это вам не лягушек трескать!

 

 

Фотокамера и рыболовный дневник

      Перед выездом на рыбалку я потратил немало времени на изучение инструкции к выданному мне на тестирование  PENTAX WG-III GPS. Хотелось проверить одну задумку.
Еще год назад президент Латвийской Федерации спортивного рыболовства Янис Стикутс в одном из наших разговоров на тему «Какова идеальная фотокамера для рыбной ловли?» показал мне подобную компактную фотокамеру с GPS-модулем и функцией записи в файл каждого снимка его подробных географических координат. Тогда я усомнился в практической пользе такой информации, но Янису удалось меня заинтриговать. Так вот, к этой поездке идея окончательно сформировалась – я намеревался с помощью фотокамеры с GPS-приемником создать полноценный рыболовный дневник.
Вернувшись в Москву, я попробовал «привязать» свои снимки с той норвежской рыбалки к карте. Сделать это можно при помощи специализированных программ самого разного уровня: бесплатно загрузить снимки на сайт www.fotki.yandex.ru или прибегнуть к популярной у фотографов платной программе Adobe Photoshop Lightroom последней версии. Я попробовал воспользоваться бесплатной программой GeoSetter и остался очень доволен результатом. Несмотря на то, что на русский язык переведена лишь часть опций, все получилось на интуитивном уровне (фото 7).
Отрытые слева в соответствующей папочке фотографии тут же можно «привязать» к подробнейшей карте местности, в моем случае – к акватории порта Тромсё. Сделав это, я понял, насколько… рентабелен подобный рыболовно-прогулочный аттракцион для хозяина судна, ведь мы даже не вышли из бухты на большую воду. А еще –  совершенно четко определились точки, где было поймано наибольшее количество рыбы.
Больше всего мне понравилось работать с таким рыболовным дневником по следующей схеме: просматриваешь фотографии пойманных рыб, выбираешь ту, что кажется тебе интересной, и, кликнув на нее мышкой, тут же видишь точку на карте, где рыба была поймана. В сводке к файлу можно прочесть не только координаты, но и точную дату и время поимки. Программа позволяет за считанные секунды дополнить эту информацию названием приманки, точным весом трофея и любой другой необходимой информацией. Но это уже по желанию, ведь на картинке и так обычно видны и габариты рыбины, и приманка, на которую она польстилась.

 

 

Выводы

      По итогам нашего рыболовного выезда еще один балл заслужила компактная «мыльница» PENTAX WG-III GPS. К слову сказать, ее водонепроницаемые качества (открывающие уникальные возможности для увлеченного фотографией рыболова) я проверил еще накануне, во время посещения местного музея «Полярье». Там, оглядевшись по сторонам, я незаметно сунул камеру в огромный аквариум с морскими рыбами и нажал на спуск. Опасаясь гнева местных музейных смотрителей, я отважился сделать лишь один снимок. Но оказалось, что все получилось – сайда в кадре резкая и красивая (фото 8). А представляете, каково поплавать с такой камерой где-нибудь на нижневолжских раскатах?!
В общем, к концу этой норвежской поездки профессиональная «зеркалка» и компактная «мыльница» получили в моем личном упрощенном тесте равное количество баллов.
Так какую же камеру брать с собой на рыбалку? Надеюсь, вы сами можете ответить для себя на этот вопрос, поскольку теперь лучше представляете предназначение каждого типа. Для пущей наглядности мы решили оформить их в виде своеобразной сводной таблички.
Что же касается лично меня, я бы предпочел всегда иметь в своем фоторюкзаке оба варианта, чтобы быть во всеоружии в любой ситуации.
Редакция выражает благодарность Совету по туризму Норвегии за помощь в подготовке этого материала.

Автор: Антон Расстегаев

Источник: www.rybolov.ru

Комментарии закрыты.